Алименты на родителей с детей могут быть взысканы в судебном порядке или выплачиваться детьми добровольно.

Семейным кодексом РФ предусмотрен следующий порядок взыскания алиментов с детей на родителей:

Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей

1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
2. При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.
3. Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.
4. При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.
5. Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.
Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

Расторжение брака

Адвокат Александр Соколов ведет судебные дела по семейным спорам по взысканию алиментов с детей.
Стоимость: 35 000 рублей. Стоимость фиксированная и изменению не подлежит ни при каких условиях.
Первичная консультация - бесплатно
Запишитесь на консультацию по телефону:
+7 (495) 505-34-37 или +7 (925) 505-34-37

Расторжение брака

Разберем подробнее права и обязанности детей и родителей:

п.1. ст.87 СК РФ - Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.

Согласно п.7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов",
Под нетрудоспособными совершеннолетними лицами, имеющими право на алименты (статьи 85, 89, 90, 93 - 97 СК РФ), следует понимать лиц, признанных в установленном порядке инвалидами I, II или III группы, а также лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, при обращении в суд, истцу необходимо документально подтвердить:
1. Что он является инвалидом, приложить к исковому заявлению копии подтверждающих этот факт документов, установленного образца, а также указать наличие детей и кто и какую помощь оказывает.
2. Достижение истцом общеустановленного пенсионного возраста -  55 лет (для женщин), 60 лет (для мужчин).

п.2. ст.87 СК РФ - При отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей в судебном порядке.

Законом предусмотрено 2 вида оплаты алиментов детьми родителям:
- по Соглашению;
- по решению суда;

Соглашение - дети и родители могут прийти к соглашению и договориться о порядке и размерах оплаты алиментов. Заключение Соглашения об уплате алиментов возможно только в Нотариальной форме. То есть дети и родители должны явиться к нотариусу, который подготовит и удостоверит данный документ, закрепив в нем основные моменты: сроки, размеры и т.д.

Судебный порядок - если стороны не пришли к соглашению, родителям необходимо обращаться в суд с исковым заявлением.

п.3. ст.87 СК РФ - Размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

При установлении размера алиментов, суды руководствуются следующим:

1. Величины прожиточного минимума (ПМ) на лицо пенсионного или предпенсионного возраста в регионе рассмотрения дела, а если таковой не установлен – от величины ПМ в среднем по России.
2. Степени нуждаемости истца-родителя (является ли он инвалидом или страдает иным тяжелым заболеванием, какой размер дохода имеет, в какой жизненной ситуации находится и т. д.).
3. Степени обеспеченности ответчика – судом учитываются следующие факторы:
- возраст ответчика;
- социальный статус (работающий, учащийся, нетрудоспособный);
- Уровень дохода ответчика и наличие у него иных иждивенцев (собственных малолетних детей, супруги, иных нуждающихся родственников).

Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. № 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов", разрешая вопрос о том, является ли лицо, претендующее на алименты, нуждающимся в помощи, если с наличием этого обстоятельства закон связывает возможность взыскания алиментов (ст. ст. 85 и 87, абз. 2 и 4 п. 2 ст. 89, абз. 3 - 5 п. 1 ст. 90, ст. ст. 93 - 97 СК РФ), следует выяснить, является ли материальное положение данного лица достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных услуг и т.п.).

п.4. ст.87 СК РФ - При определении размера алиментов суд вправе учесть всех трудоспособных совершеннолетних детей данного родителя независимо от того, предъявлено требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

Это значит то, что при рассмотрении указанного иска суд выясняет, имеются ли у данных родителей другие трудоспособные совершеннолетние дети, кто из них и в какой форме и размерах оказывает им помощь, и в зависимости от установленного может на основании пункта 4 статьи 87 СК РФ определить размер алиментов в том числе с учетом названных обстоятельств независимо от того, предъявлено родителями требование ко всем детям, к одному из них или к нескольким из них.

п.5. ст.87 СК РФ - Дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения обязанностей родителей.
Дети освобождаются от уплаты алиментов родителям, лишенным родительских прав.

Если судом будет установлено, что истцы лишены родительских прав в отношении ответчика, суд отказывает в удовлетворении требования о взыскании алиментов (абзац второй пункта 5 статьи 87 СК РФ). В случае установления обстоятельств, подтверждающих факт уклонения истцов от выполнения обязанностей родителей (по воспитанию, содержанию детей и других), суд может отказать в удовлетворении иска о взыскании алиментов (пункт 5 статьи 87 СК РФ).

Какой порядок взаимодействия с адвокатом?

Первичная бесплатная консультация

Подготовка позиции Вашей защиты

Заключение договора, оплата

Получаете результат, решение суда, исполнительный лист